Планер самолета

В широком смысле планером называют летательный аппарат, в конструкции которого не предусмотрен мотор, а движение осуществляется посредством планирования. Узкий термин означает основную часть воздушного судна, включающую фюзеляж, крыло, оперение и шасси. Сюда же входит большое количество узлов и агрегатов, осуществляющих направление самолета во время выруливания на площадке, взлета и посадки. Масса и габариты планера определяют технические характеристики и эффективность самолета.

По ходу развития авиации процентное соотношение веса планера ко всей машине постоянно менялось. Сегодня параметры варьируются в пределах:

  • Пассажирские самолеты дальнего радиуса действия. Масса планера 25 — 32%;
  • Пассажирские самолеты небольшой дальности — 29 — 31%;
  • Спортивные модели — 32 — 34%;
  • Истребительная авиация — 28 — 32%;
  • Бомбардировщики —18 — 28%.

Планерная конфигурация образуется крылом, соединенным с рулевыми механизмами и оперениями, что создает комплекс аэродинамических характеристик, необходимых для подъема машины в воздух и последующей балансировки. На заре авиации соединения руля и крыльев производились посредством хвостовых и носовых ферм, а кресла и моторы крепились на специальных компонентах, либо находились в отдельных гондолах.

С развитием скоростных характеристик понадобилось единое тело самолета, названное фюзеляж. Сегодня его вместе с крылом и опереньем относят к планеру. Некоторые модификации имеют особую конструкцию, представленную такими типами как «летающее крыло», «бесхвостая конфигурация», «интегральная схема». Здесь фюзеляж выполнен в виде летающей гондолы с различными габаритами. Независимо от формы планера, он решает две задачи:

  1. Основная функция. Формирование должных аэродинамических параметров;
  2. Второстепенная функция. Установка компонентов воздушного судна, для которых он служит платформой.

Важные элементы

Наряду с упомянутым выше фюзеляжем в структуру планера входят:

  • Крыло. Важнейший элемент самолета, за счет которого и осуществляется подъемная сила и полет. Состав включает левую и правую часть, на каждой из которых расположены механизмы управления креном, обеспечивающие поворот машины вокруг продольной оси. В современных модификациях самолетов функции крыла отчасти возложены на фюзеляж, для чего его нижняя сторона имеет плоскую поверхность. Существенную роль в управлении играют закрылки и предкрылки. От них зависит скорость взлета/посадки, длина разбега и пробега. На военных бортах крылья имеют подвески для бомб и ракет, а на некоторых модификациях здесь расположены топливные отсеки;
  • Хвостовое оперение. Столь же важная часть летательного аппарата, в состав которой входит два конструктивных элемента. Первый из них называется киль и отвечает за стабилизацию направления, для этого на нем находится специальный руль. Второй элемент называется стабилизатор и по форме напоминает крыло, также обладая правой и левой консолями. С его помощью самолет сохраняет набранную высоту. Специалисты, занятые в авиационной отрасли болезненно воспринимают, когда вместо термина хвостовое оперение, используется упрощенное понятие — хвост.  На профессиональном языке оно трактуется шире, обозначая всю заднюю часть самолета вместе с фюзеляжем;
  • Гондола двигателя. Элемент конструкции, служащий для размещения силовой установки, отдельных агрегатов и систем. Одной из основных задач гондолы является защита мотора от грязи, пыли, осадков и механического воздействия. Элементы располагаются симметрично, компонуясь съемными крышками для быстрого доступа и технического обслуживания двигателей.
Планер самолета
Читайте также:  Тяга самолета
Top.Mail.Ru