Самолетное шасси

Стоянка и передвижение самолета по взлетно-посадочной площадке осуществляется посредством опорной системы, именуемой шасси. Чаще всего она представляет собой колесный механизм, реже встречаются лыжи и поплавки для посадки на снег или водную поверхность. Шасси является обобщающим понятием для всей системы опор, и при общении специалистов всегда уточняется, о какой части (правой, левой, основной) идет речь. Структура описываемого элемента воздушных судов включает стойку с колесной телегой.

Конфигурация зависит от массы и габаритов самолета. Одна стойка может находиться впереди, а четыре основных сзади, либо используется схема с 2-мя передними и 2-мя основными стойками. За столетия авиационной эксплуатации, механизм неоднократно эволюционировал, обеспечивая устойчивость машины при выполнении основных операций и погрузочно-разгрузочных мероприятиях. Когда покрытием большинства аэродромов служил грунт, нередко использовался так называемый костыль, предполагающий стойку без колеса в хвостовой части самолета.

На земле поворот воздушного судна производится посредством привода, ведущего к передней стойке шасси. Альтернативой является распределенная работа моторов, но она применима только для машин, укомплектованных двумя и более двигателями. При наборе самолетом высоты стойки убираются в специализированные отсеки, снижая аэродинамическую нагрузку.

Структура механизма шасси

Структура шасси представлена несколькими элементами, включая:

  • Стойки амортизации, за счет которых достигается ходовая плавность и гашение ударов во время приземления машины. Амортизаторы имеют несколько разновидностей, а на тяжелых самолетах они нередко дублируются для дополнительной стабилизации;
  • Пневматические колеса, идущие в различных размерах. Для производства барабанов применяется магний, который в отечественных модификациях специально окрашивают зеленой краской. Новейшие модификации выполняются без камер, а в качестве наполнителя присутствует технический азот. Его преимуществом выступает устойчивость перед газовой конденсацией с последующим обледенением. Кроме этого, он отличается небольшой стоимостью и не подвержен горению. Резина имеет круглую форму и обычно идет без рисунка за исключением канавок отвода воды. Это делается для усиленного контакта с поверхностью;
  • Шарнирный механизм с тягами и раскосами. С его помощью колесные стойки крепятся к крыльям и фюзеляжу, выпускаясь и убираясь по мере необходимости. Также в процессе воспринимается реакция поверхности.
Читайте также:  Пиротехническая композиция

Современные системы уборки/выпуска шасси по большей части комплектуются гидравлическим приводом, успешно заменившим пневматику. Один конец цилиндра фиксируется на машине, второй крепится к шасси. Для большей надежности применяются замки, но при этом разработчики стараются обходиться простыми схемами.

Индикаторная система шасси

Текущее состояние шасси отображается посредством индикаторов, предполагающих:

  1. Зеленый цвет. Выпущенное состояние всех стоек;
  2. Желтый (красный цвет) — промежуточное положение. Раньше красный цвет сигнализировал об убранном шасси в полете.

Тормозная система шасси также представлена гидравликой. В зависимости от типа применяется рычаг или педальная система управления. Во всех случаях используется механизм противодействия скольжению, который препятствует возгоранию и порче колес. В современных самолетах действует электрическая автоматика, что существенно упрощает выполнение задач.

Самолетное шасси
Top.Mail.Ru